Примерное время чтения: 8 мин.
XX век подарил миру свободу выбора. Усовершенствование производства и увеличение мощностей позволили наладить безостановочный процесс создания вещей, а стремительно изменяющаяся мода работала исключительно на повышение спроса. Предметы и вещи теряли свою актуальность за считанные месяцы, недели, в отдельных случаях дни, а став ненужными, они шли на выброс. Однако, как бы человек ни стремился к потреблению, одной из немногих категорий предметов, вызывающих вопросы после использования по назначению, и по сей день остаются ритуальные предметы. У людей, строго соблюдающих каноны, вопросов не возникает, а более светские могут оказаться в замешательстве, не зная, как поступить с сакральными объектами правильно и с должным уважением.
В православии особой утилизации в первую очередь подлежат освященные предметы.
Фото: Leon Wu on Unsplash
Если у иконы треснула доска, поистерлись краски, потрескался лак, попробуйте отнести икону на реставрацию. Если икона восстановлению не подлежит: порвалась бумажная, разбилась сделанная из хрупкого материала, обгорела деревянная, — обратитесь в ближайший храм, священник подскажет вам, как сделать все по правилам. Обычно в храмах без проблем принимают любые иконы, которые потом разбирают прихожане. В крайнем случае, если иконы пришли в совершенную ветхость, то их можно сжечь на огне, но ни в коем случае не выбрасывать.
Святая вода и масло, если их использование становится больше невозможным, недопустимо слить вместе с обычной водой. Предметы-спутники, находившиеся рядом с освещавшимися объектами (упаковочные материалы, тара, ценники и прочее) не подлежат обычной утилизации. Особой утилизации также подлежат предметы с религиозными изображениями святых и церквей, крестов, с текстами молитв и цитатами из Священного писания, а также церковная литература, полиграфическая продукция, поминальные записки.
Естественным способом утилизации жидкостей является их сливание в проточную воду родника или реки, протекающей неподалеку от храма. Иным способом является сливание воды в «непопираемую» землю, которой могут быть клумбы или резервуары естественного происхождения. Церковные ямы и колодцы также подходят для этого.
Твердые предметы культа в христианстве принято сжигать в церковных печах или на кострах на прихрамовой территории. Пепел, оставшийся после сожжения, может быть захоронен в «нехоженных» местах или специальных ямах.
Бутылки из-под святой воды или освященного масла после использования следует промыть, высушить и уничтожить ритуализированным способом или выбросить, так как считается, что они уже лишились своего священного статуса. Пластиковую упаковку необходимо освободить от ярлычков и этикеток, на которые нанесены священные символы, образы и слова (их сжигают), затем промыть проточной водой, после чего можно сдать на переработку. То же самое делают и со стеклянной тарой. Послужив церковным нуждам, она вполне может быть использована повторно.
Непосредственно в церковь можно передать предметы, имеющие явную историческую или материальную ценность.
Мусульмане верят, что в Коране содержатся точные слова Аллаха, поэтому к самому печатному тексту относятся с большим уважением.
Фото: HistoriaSalutis / Wikimedia Commons
Исламские учения об утилизации Корана в основном делятся на три основных варианта, которые представляют собой все способы естественного возвращения материала в землю: захоронение, помещение его в текущую воду или сжигание. Согласно исламским традициям, если Коран не может быть использован по назначению в силу ветхости, его принято обернуть в чистую ткань и закопать в том месте, где не ходят люди. Также допустимо поместить Коран в проточную воду, чтобы удалить чернила со страницы. Это сотрет слова и естественным образом разложит бумагу.
Сжигание старых копий Корана является приемлемым в качестве исключительной, крайней меры. В этом случае необходимо убедиться, что записанные слова не читаются и страницы полностью уничтожены. Пепел должен быть затем захоронен или разбросан в проточной воде.
Следует отметить, что все вышеперечисленное относится только к первоначальному арабскому тексту Корана. Переводы на другие языки не считаются словами Аллаха, а скорее интерпретацией их значения. Тем не менее, к ним рекомендуется относиться с уважением.
В старинном городе Кветта в Пакистане в 1992 году было создано уникальное подземное хранилище «Пещера света Священного Корана». За три десятка лет его существования здесь оказались миллионы истрепанных, порванных, непригодных к чтению книг. Писания хранятся в специальных тоннелях, которые постоянно увеличиваются по длине. Тоннели расположены под горой, и на данный момент они уже превысили рубеж в три километра. Кораны размещены на специальных полках и разложены по мешкам, по 8–10 в каждом. Ежедневно в эту пещеру люди привозят десятки и сотни книг. Строительство новых ответвлений тоннеля продолжается постоянно, поскольку мест для хранения книг не хватает. В нём трудятся люди, которые довольны своей работой и осознают важность и необходимость подобной деятельности для общества. Пещера стала не только хранилищем, но и туристическим центром, куда приезжают люди со всех уголков мира. Часть из Коранов служащие хранилища восстанавливают, и те обретают вторую жизнь и новых хозяев или становятся экспонатами музея, расположенного здесь же. В Йемене, Сирии и Тунисе древние пелены Корана были обнаружены во время ремонта старых мечетей. Некоторые из них датируются седьмым веком нашей эры.
В буддизме нет особых правил по утилизации священных книг или бумаг, поэтому их утилизируют в соответствии с правилами местного органа власти.
Фото: Wonderlane on Unsplash
В буддизме есть предметы, в которых есть нечто священное (в наиболее понятном варианте — душа), и есть вещи, в которых души нет. По верованиям синтоизма бог живет в каждом предмете.
Решение по утилизации конкретных предметов часто зависит от воли хозяина вещи (или воли родственников усопшего хозяина предмета).
Скажем, если стоит вопрос о том, как утилизировать мебель, сувениры, игрушки, посуду после смерти владельца, то сначала следует посредством ритуала (очищения огнём) извлечь из предмета божественную сущность. После этого его можно утилизировать обычным способом.
Поскольку важной составляющей буддистского представления о мире является освобождение от иллюзий и привязанностей, в задачу священника больше входит деликатное наведение порядка в сознании родственников, не знающих, что делать с предметами после смерти владельца.
Общее правило такое — предметы, имеющие религиозное значение, очищаются огнём в храме. Что происходит с пеплом после ритуала, определяет храм. Что происходит с предметами, не боящимися огня, но в процессе ритуала выпустившими душу, после консультации со священником определяют родственники. Следует отметить, что после ритуала предмет утрачивает связь с владельцем и, соответственно, сакральную ценность для его семьи.
Избавление живущих от тяжелых нравственных сомнений по утилизации больше ненужных вещей, поиск компромисса по этому вопросу и бесконфликтное решение на основе мудрых советов служителей культа зачастую важнее того, что в итоге произойдет с самим предметом.
Фото: Оранская Анна