Примерное время чтения: 6 мин.
«Гриниум» продолжает рассказывать о людях, умеющих видеть красоту природы через объектив фотоаппарата. На этот раз мы пообщались с Лианой Варнавской — российским натуралистом, блогером, государственным инспектором Кроноцкого заповедника — и узнали о том, что для неё значит работать на Камчатке.
— Лиана, расскажите, пожалуйста, как и при каких обстоятельствах Вы увлеклись фотографией дикой природы?
— Фотографировать я любила всегда. Этому научил меня ещё в детстве отец. Снимала всё, что придется, всегда любила репортажную съемку. Дикую природу, а именно медведей, начала фотографировать, попав однажды волонтером в Кроноцкий заповедник, на Курильское озеро.
Фото из личного архива Лианы Варнавской
— Что привело Вас на Камчатку? И как вы пришли к решению стать инспектором в Кроноцком заповеднике?
— Впервые на Камчатку я приехала для участия в пешем походе, после которого возникло желание вернуться сюда снова, но уже осознанно, пожить в каком-нибудь интересном месте. Тогда новая для меня тема волонтерства оказалась тем, что было нужно! Так я попала на Курильское озеро, на кордон Травяной. Ступив на его территорию, я уже не представляла, что придется уезжать отсюда. Но, видимо, я была хорошим волонтером — в итоге меня взяли на работу в Кроноцкий заповедник.
— Какие задачи стоят перед инспекторами заповедника и как они выполняются?
— Инспекторы заповедника должны следить за соблюдением заповедного режима в заповеднике, выявлять и пресекать его нарушения. На туристических кордонах — это работа с посетителями, обеспечение безопасности на маршрутах, проведение экскурсий.
— Что самое сложное в работе инспектора? С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?
— Конечно, это долгая изоляция от цивилизации и близких. Мой рекорд пребывания на территории — 11 месяцев без единого выезда с кордона.
— Как Ваша работа в качестве инспектора сочетается с вашей деятельностью фотографа дикой природы?
— Самым прямым образом! Работая в заповеднике, я имею уникальную возможность следить за жизнью животных в течение длительного времени. Это позволяет лучше понимать их индивидуальные особенности характера и мотивы поступков.
Фото из личного архива Лианы Варнавской
— Что Вас вдохновляет в работе фотографа дикой природы на Камчатке?
— Красота природы Камчатки и обилие животных.
— Какие технические аспекты важны для съёмки диких медведей?
— Медведи, которых я обычно снимаю на Курильском озере, имеют положительный опыт общения с человеком. Они никогда не видели от людей ничего плохого. Поэтому съемка происходит с довольно близкого по общепринятым представлениям расстояния.
Важно понимать, что собирается делать конкретный медведь, чтобы заблаговременно выбрать подходящий для съемки ракурс. И, конечно же, строго соблюдать меры безопасности!
— Расскажите, пожалуйста, какой момент съёмок медведей запомнился Вам больше всего?
— Безусловно, самый волнующий момент — это когда медведица на время оставляет группе фотографов своих медвежат, а сама идёт рыбачить. Это трогает до слез, когда огромный и свирепый хищник доверяет людям самое дорогое! Все медведи самцы — каннибалы, они опасны для медвежат любого возраста. Но в присутствии человека нападать на медвежат они не решаются, поэтому опытные медведицы научились использовать нас как нянек.
Фото из личного архива Лианы Варнавской
— Вы сказали, что безопасность — превыше всего. Как Вы готовитесь к съёмкам и что делаете, чтобы обеспечить свою безопасность?
— Понимая поведение медведей, можно легко избежать конфликтов с ними. Это важная часть моей работы. На крайний случай при себе у меня есть оружие. Ведь медведи, как и люди, тоже могут быть психически больны. К слову сказать, оружие для отпугивания я не использовала уже больше пяти лет. И за все время работы встретила лишь одного сумасшедшего медведя.
— Доводилось ли Вам принимать участие в фотовыставках? Какие эмоции Вы испытывали во время подготовки и участия?
Фото из личного архива Лианы Варнавской
— Несколько лет подряд мои фотографии выставлялись на фестивале природной фотографии «Первозданная Россия». Было немного волнительно.
— Лиана, скажите, пожалуйста, какие фотоработы Вы считаете наиболее значимыми для себя и почему?
— Таких работ много, но, пожалуй, «Созерцатель» — самое любимое мое фото.
Фото из личного архива Лианы Варнавской. Фото «Созерцатель»
— Как вы оцениваете признание ваших работ фотосообществом? Что оно значит для вас?
— Для меня это неожиданно и приятно.
— Как Вы думаете, почему ваши работы стали популярными в социальных сетях?
— Я очень люблю медведей и с удовольствием о них рассказываю. Для соцсетей важны не столько фото, сколько интересные истории. Фотографий медведей в сети много, а вот правдивые истории не так часто встречаются.
Фото из личного архива Лианы Варнавской
— Какие социальные сети Вы используете для продвижения своих работ и общения с аудиторией?
— Инстаграм, Телеграм, Фейсбук.
— Какие отзывы и комментарии о Ваших работах Вам запомнились больше всего?
— Иногда мои подписчики пишут, что они поменяли свое мнение о медведях в лучшую сторону. Это очень важно для меня! Мне нравится то, чем я занимаюсь, и если мои фото получают отклик у подписчиков, то это не может не радовать. Не это ли стимул продолжать снимать?
— Есть ли у вас долгосрочные проекты или цели в области фотографии дикой природы?
— Сейчас я работаю над фотокнигой.
— Как вы видите будущее фотографии дикой природы и какие изменения ожидаете в этой области?
— Мне бы хотелось, чтобы фотографы более бережно относились к объектам своих съемок.
Фото из личного архива Лианы Варнавской