Примерное время чтения: 10 мин.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 296 ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» определил правовые рамки климатических проектов — реализуемых в добровольном порядке мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
В Российской Федерации лесоклиматическая деятельность, как способ повышения поглощающей способности экосистем, справедливо рассматривается в качестве важного инструмента достижения углеродной нейтральности. Улучшение состояния лесных территорий для повышения их способности поглощать углекислый газ и депонировать углерод сопровождается многими полезными экологическими и социальными эффектами. Таким образом, лесоклиматические проекты (ЛКП) рассматриваются не только в России, но и в мире на самом высоком международном уровне в качестве важнейшего элемента устойчивого управления лесами.
В феврале 2024 стало известно о решении властей внести понятие «лесоклиматические проекты» в Лесной кодекс Российской Федерации. Этот формат для России новый, поэтому Правительство пока только работает над законодательством. Предполагается, что в случае принятия закона о лесоклиматических проектах, он начнет действовать с 2025 года.
Лесоклиматические проекты — это мероприятия, реализуемые как на землях лесного фонда, так и на землях, к ним не относящимся, и направленные на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения. Сюда может входить, например, охрана лесов от пожаров и защита от болезней и вредителей, воспроизводство лесов и лесоразведение. Результат лесоклиматических проектов оценивается в углеродных единицах.
ЛКП следует рассматривать как частный случай климатического проекта (преимущественно по увеличению поглощения парниковых газов), на который распространяются принятые нормы регулирования проектной деятельности. Однако такие проекты, в отличие от других климатических проектов, имеют значительно более высокие риски, связанные с лесными пожарами, незаконными рубками, болезнями леса или нашествиями насекомых-вредителей.
Для реализации лесоклиматических проектов будут заключаться соответствующие соглашения. Кроме того, законопроектом предполагается внесение в Лесной кодекс изменений для обеспечения возможности в рамках лесоклиматических проектов проведения мероприятий по охране лесов от пожаров, защите лесов от болезней и вредителей, воспроизводству лесов и т.п. Новая поправка в Лесной Кодекс обещает улучшить возможности лесных угодий в вопросе поглощения парниковых газов и приблизить Россию к углеродной нейтральности, которую предполагается достичь к 2060 году. Реализация лесоклиматических проектов предполагает взаимодействие с высшими учебными заведениями и научным сообществом. Минобрнауки РФ реализует проект карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса в пилотных регионах.
Лесоклиматические проекты можно реализовывать на землях лесного фонда или землях иных категорий, не охваченных управлением государства. При этом реализацию проектов на землях сельхозназначения необходимо рассматривать после тщательной оценки обоснованности таких проектов, оценки негативных последствий, например, для продовольственной безопасности страны. Лесоклиматические проекты на сельхозземлях предусмотрены Стратегией развития лесного комплекса РФ до 2030 года.
К осуществлению таких проектов предполагается добровольный подход. Для этого желающие должны заключить договор с Рослесхозом. Кроме того, исполнители могут привлечь к реализации и других участников. На протяжении пяти лет компания должна фиксировать ход проекта в реестре углеродных единиц, а затем раз в пять лет она также должна представлять результаты мониторинга параметров реализации проекта. Если эти условия не будут соблюдаться, то Рослесхоз имеет право расторгнуть соглашение.
Есть несколько разновидностей лесоклиматических проектов: облесение (посадка леса на территориях, где ранее леса не было), лесовосстановление, улучшенное лесоуправление и предотвращение конверсии, то есть перевода лесных земель в нелесные, и др. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы.
К проектам по лесоразведению относятся посадка или посев леса на нелесных землях, включая земли, выбывающие из сельскохозяйственного оборота. Такие проекты имеют ряд преимуществ. Они прозрачны и легко поддаются проверке (верификации). Помимо этого эти проекты реализуются в форме создания противоэрозионных и полезащитных насаждений, обеспечивающих защиту почвы от водной и ветровой эрозии. Это особенно актуально для засушливых и малолесных регионов, где имеется недостаток защитных лесонасаждений, а часть насаждений утрачена.
К проектам по лесовосстановлению относятся мероприятия по посадке или посеву леса (создание лесных культур) на участках, временно утративших древостой в результате естественных или антропогенных нарушений (вырубки, гари и т.д.). Прежде всего это касается принципа дополнительности, поскольку большая часть лесных земель прекрасно восстанавливается естественным путем, в основном за счет мелколиственных пород (береза, осина, ольха, ива).
Оптимизация лесоуправления может достигаться разными способами. Значительный эффект может дать лесовосстановление с использованием пород, обеспечивающих улучшенную аккумуляцию углерода не только в биомассе, но и в почве, увеличение возраста рубки, переход от сплошных рубок к выборочным с опорой на естественное возобновление древостоев, минимизация потерь углерода в органическом веществе почв при лесозаготовках, отказ от формирования монокультур хвойных пород и формирование смешанных разновозрастных древостоев, устойчивых к вредителям и болезням, грамотное применение удобрений и охрана лесов от пожаров (включая создание систем раннего предупреждения и пожаротушения).
Главная сложность реализации подобных проектов заключается в том, что они требуют от работников высокой квалификации, отличного знания биологии и экологии древесных видов, а это, к сожалению, встречается нечасто. Как правило, результат от улучшения методов и практики лесоуправления проявляется через 40–50 лет и только при условии обеспечения последовательности и преемственности в применении новых методов лесоуправления в течение длительного периода.
Одним из самых прозрачных и перспективных типов лесоклиматических проектов является перевод лесов из категории неуправляемых в управляемые. Дополнительность легко устанавливается, поскольку на территории неуправляемых лесов не выполняются мероприятия по охране и защите лесов. Главная сложность — необходимость обеспечить сохранение результата в течение длительного времени, а также необходимость продолжать проект неограниченное время, поскольку, по действующим правилам, площади управляемых лесов можно наращивать, но нельзя сокращать.
В России уже существует система добровольных климатических проектов и обращения углеродных единиц. При этом есть и реализованные лесоклиматические проекты. Уже реализованные лесоклиматические проекты включают посадку лесных культур на землях лесного фонда, проведение профилактических мероприятий и тушение пожаров, а также интенсивное использование и воспроизводство лесов крупными арендаторами. Особенность таких проектов — это длительный период их реализации — 10-15 лет и более.
Первые три пилотных проекта в России запускаются пока на базе зарубежного опыта. Среди них: карбоновый полигон на Сахалине; проект, реализованный в Иркутской области компанией «Русал»; а также проект на Алтае, в рамках которого проходит лесоразведение на сельскохозяйственных землях, подразумевающее восстановление полезащитных лесополос почти втрое.
Российские компании привлекает возможность снизить углеродный след за счет реализации подобных проектов, тем более что многие, среди которых «Роснефть», En+ Group, «Татнефть», Х5 Group, S7 Airlines, приняли цели по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
Еще один глобальный проект может быть в ближайшие годы реализован в Красноярском крае нефтяной компанией «Роснефть». В сотрудничестве с Рослесхозом и Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом им. С. М. Кирова компания планирует реализовать целый комплекс лесохозяйственных мероприятий. Основная особенность этого лесоклиматического проекта — принцип дополнительности, то есть его мероприятия должны дополнять либо природные процессы, либо работы по лесовосстановлению.
На мировом фоне это совсем немного: по данным Всемирного банка за 2020 год, в мире насчитывается более 250 лесоклиматических проектов. Эта цифра тоже выглядит совсем небольшой, но судя по подписанной «Декларации лидеров Глазго о лесах и землепользовании» на климатической конференции ООН COP26, их число в ближайшие годы будет быстро расти.