Примерное время чтения: 10 мин.
Основным материалом для создания фильмов служит кинопленка — аналоговый носитель — фотоматериал на прозрачной гибкой подложке. В большинстве случаев на перфорированную подложку нанесён один или несколько слоёв фотоэмульсии, поскольку запись изображения и звука на киноплёнке производятся преимущественно фотографическим способом. Проявленная киноплёнка содержит изображение и (или) фонограмму кинофильма. По краям кинопленки пробиты отверстия — перфорации, служащие для передвижения пленки в киносъемочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратах.
Кто из нас в детстве не развлекался тем, чтобы нарисовать что-то на тетрадных страницах, зажать под углом между пальцами, а потом быстро ослаблять хватку для стремительного пролистывания? Нарисованные человечки куда-то бежали, цветы распускались, самолеты летели? Эта особенность восприятия статического изображения как движущегося, положенная в основу создания мультипликации, называется кинеографией. И этот принцип взяли для своих разработок и Томас Эдисон при создании своего кинетоскопа, и братья Люмьер при изобретении синематографа: целлулоидная лента с кадрами должна была быстро двигаться перед проектором (или «волшебным фонарем»).
Идея использовать для проекции изображений гибкую, светочувствительную пленку из нитроцеллюлозы была опробована американским проповедником Ганнибалом Гудвином. Его открытие взял на вооружение основатель компании Kodak Джордж Истмен, который наладил производство нитроцеллюлозной пленки в рулонах. Наконец, доработал это изобретение Томас Эдисон: для регулирования движения пленки в кинетоскопах он прибег к перфорации. Кстати, именно Эдисон впервые использовал 35-мм формат, который со временем стал стандартом.
Но почему же производители пленок для съемок фильмов не остановились на нитроцеллюлозе, если она обладала отличной гибкостью, прозрачностью и износостойкостью? Такую пленку можно было многократно плотно закручивать и раскручивать без изламывания. К тому же, изображение на целлулоиде хорошо выглядело: тёмные тона были насыщенными, белые — яркими.
Дело в том, что нитроцелюлоза — чрезвычайно взрывоопасный полимер, к тому же способный самовоспламеняться. А когда эту твёрдую форму нитроглицерина при демонстрации кино начинали крутить на супергорячих угольных стержнях на чрезвычайно высокой скорости… Нитроклетчатка богата кислородом, то есть она может самостоятельно гореть без доступа кислорода извне. При сгорании нитроцеллюлозной кинопленки на открытом воздухе образуются ядовитые газообразные продукты горения: окись углерода и окислы азота. Продукты полного и неполного сгорания целлулоида и нитроцеллюлозной кинопленки имеют отравляющие вещества. Даже водой остановить процесс горения нитроцелюлозы нельзя. Единственный выход — локализовать пожар и ждать, пока плёнка сгорит целиком.
И вот, 4 мая 1897 года на мероприятии Базар-де-ла-Шарите в Париже загорается проектор братьев Люмьер, жертвами пожара становятся 126 человек.
20 февраля 1911 года в селе Бологое Новгородской губернии (ныне — город в Тверской области) происходит пожар в клубе кинотеатра. Из-за неосторожного обращения с киноаппаратом вспыхивает кинолента, огонь мгновенно охватывает киноаппарат, стремительно перекидывается на декорации. Жертвами становятся 64 человека, из них 43 — дети. Некоторые семьи погибли целиком. Часть спасшихся умерла в больнице от ожогов. Общее количество пострадавших составило 101 человек. Деревянное здание клуба сгорело полностью.
Общественный резонанс вынудил правительство издать первое в России постановление, запрещающее осуществлять кинопоказ лицам, не прошедшим специального обучения, были разработаны правила противопожарной безопасности для помещений, в которых разрешалась демонстрация кинофильмов.
21 февраля 1926 года в городе Ново-Николаевск (ныне Новосибирск) в двухэтажном доме Хлебопродукта загорается лента кинокартины, огромное пламя стремительно распространяется в помещении. Жертвами стали около 30 человек. Несколько детей пропало без вести.
30 августа 1947 года в парижском кинотеатре в районе Рюэй происходит пожар, в результате которого 87 человек погибли, а 60 человек получили ранения и ожоги, в том числе тяжелые. Вероятно, возгорание возникло в помещении киномеханика, где в тот вечер работал неподготовленный восемнадцатилетний заместитель постоянного сотрудника. Выбежав из кинобудки, он не закрывает за собой дверь, провоцируя быстрое распространение огня.
В 1948 году фирма Kodak создает пленки на основе триацетата целлюлозы, обладающего сопоставимыми характеристиками, но безопасного, в результате чего большинство производителей получают возможность отказаться от нитроцеллюлозы в его пользу. Но для уже снятых картин это ни на что не повлияет, ведь воспламенению нитроцеллюлозной кинопленки предшествует ее разложение… Можно перестать транслировать кино, а мировое кинонаследие даже при хранении может оставаться опасным.
13 июня 1914 года взорвалось хранилище Lubin Manufacturing Company.
9 декабря 1914 года случается пожар в кинокомплексе Томаса Эдисона в Нью-Джерси.
В сентябре 1915 года сгорает студия кинокомпании Famous Players Film в Нью-Йорке.
В июле 1920 года сгорает комплекс Famous Players-Lasky в Канзас-Сити (Миссури).
4 августа 1928 года в том же городе сгорает хранилище United Film Ad Service, а спустя девять дней становится известно о пожаре Pathé Exchange.
В 1922 году сгорело хранилище кинокомпании «Universal», в 1937 году — хранилища «Fox», в 1965 году — «Metro Goldwyn Mayer».
В целом, произошло минимум 15 крупных пожаров в киноархивах.
Особо опасен нагрев нитроцеллюлозной кинопленки в металлических коробках или отходов целлулоида в закрытом помещении (например, летом). В этом случае возможно саморазложение целлулоида за счет частичного улетучивания и окисления камфоры с образованием взрывоопасных газов. Загорание газовоздушной смеси возможно также от искры электростатического разряда.
В июне 1937 года в северную часть Нью-Джерси пришла аномальная жара, столбик термометра показывал в дневные часы +38°C. В здании Deluxe Entertainment Services Group, которая занималась обработкой фотоматериалов, началось разложение нитратных пленок. Из-за отсутствия хорошей вентиляции нитратный газ накапливался в здании. 9 июля 1937 года произошло самовозгорание. Всполохи огня достигали 30 метров как по горизонтали, так и по вертикали. В результате пожара все кинопленки, более 40 тысяч негативов, сгорели дотла. Для ее вывоза потребовалось 57 (!) грузовиков. 75% снятого до 1930 года художественных фильмов кинокомпании Fox было утеряно навсегда.
9 сентября 2023 года в Тбилиси на территории Национального архива сгорело хранилище с кинопленками. В архиве заявили, что все они были оцифрованы, но оригиналов больше нет.
В п. 4.1. методических рекомендаций Стратегии сохранения фотографических музейных предметов и музейных коллекций Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО указано: «Фотографические материалы на нитрооснове должны храниться в отдельном помещении, оборудованном специальной дополнительной вытяжкой в области пола, для удаления выделяемых газов, которые представляют серьезную опасность как источник возникновения пожаров. Пленка на нитрооснове подвержена химическому разложению, в процессе которого происходит выделение окислов азота, действующих разрушающе на фотографическое изображение как самих нитропленок, так и триацетатных, если они хранятся совместно. Поэтому их следует хранить раздельно. Хранилища для фотографических материалов на нитрооснове и хранилища фотографических материалов других типов не должны иметь общих вентиляционных каналов. Достаточно низкая температура воспламенения пленок на нитрооснове (+40 °С) и возрастающая при длительном хранении пожароопасность требуют строжайшего соблюдения противопожарных правил».
Кинопленка с применением нитрата целлюлозы использовалась в мире с 1889 по 1950 год; с использованием ацетата целлюлозы в 1925 году; диацетата и триацетата — в 1937; полиэстера и полиэфира — с 1965 года.
В 1970 году в СССР Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР издал приказ № 341 «Об изъятии из обращения фильмокопий на горючей (нитро) основе». Приказ предписывал уничтожить весь фильмофонд на нитроцеллюлозной основе. Перед уничтожением плёнок фильмы переносились с опасных плёнок на триацетатные.
К середине XX века киноиндустрия перешла на использование триацетата целлюлозы, который обладал похожими качествами, но был более безопасен. Кинопленка на триацетатной или лавсановой подложке в СССР маркировалась как «безопасная». Сегодня большинство кинопленок производится из полиэтилена высокой плотности (ПВДП), который обеспечивает прочность и стойкость к ультрафиолетовому излучению. Чаще всего на безусадочной лавсановой основе — в отличие от нитроцеллюлозной и триацетатной она более долговечна и не подвержена естественному разложению в течение нескольких десятилетий.