Примерное время чтения: 7 мин.
Российская Федерация является мировым лидером по лесным ресурсам. Однако для удержания высокой планки по сохранению леса необходим комплекс защитных мероприятий, основанных на законодательстве, работе органов исполнительной власти, реализации различных проектов, в том числе, национальных. Мы уже рассказывали об истории лесоохраны в России, разберемся теперь в том, как с помощью частного землевладения в стране пытались сохранить лесной фонд и что из этого вышло.
В 1782 году императрица Екатерина II издала указ, согласно которому собственники получили право неограниченного использования лесов, произрастающих в пределах их земельных владений. Правительство надеялось на то, что помещики приложат все усилия, чтобы развивать рациональное лесное хозяйство в своих владениях, так как в условиях неразвитости государственной лесной службы иного способа защитить частные леса от несанкционированных пользований не существовало.
Однако вместо сохранения лесов частные владельцы начали вести беспощадные вырубки деревьев для продажи. Эта проблема активно обсуждалось на лесных съездах и съездах лесничих и лесохозяев в дореволюционный период. В итоге во избежание окончательного уничтожения частных лесов во второй половине XIX века было принято несколько документов, важнейшим из которых было Положение «О сбережении лесов» 1888 года, распространение которого на европейскую часть страны растянулось на десятилетия.
В постсоветской России леса разделились на «законные» и «незаконные». К законным относятся те леса, что растут на землях государственного лесного фонда, например — в сибирской тайге, и подпадают под регулирование Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами и нормативными документам. С 1993 года предприниматели (физические и юридические лица) получили возможность брать в аренду на срок до 49 лет участки для заготовки древесины на продажу, создания рекреационных зон, охоты, геологоразведки, пчеловодства, выпаса скота.
В то же время во многих регионах страны возникли огромные лесные массивы, оказавшиеся фактически вне закона, но представляющие огромный интерес для бизнеса. В 2016 году площадь заросших лесом сельхозземель, по разным оценкам, составляла от 30 до 70 млн га, а площадь заброшенных пахотных земель составила более 31 млн га. Такие участки были в собственности и у государства, и у бизнеса, и у индивидуальных предпринимателей. Оставаясь неиспользуемыми долгие годы, они покрывались лесной древесно-кустарниковой растительностью, и во многих случаях на них сформировался полноценный лес.
По закону заниматься лесоводством, получать товарную древесину на таких землях было запрещено. При этом, для того чтобы начать использовать землю сельхозназначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена. Лесной Кодекс РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего — защитные.
При этом стоит отметить, что неиспользование земель сельхозназначения и зарастание их сорняком и мелколесьем на протяжении длительного периода влекло также угрозу изъятия земель. Таким образом эти леса становились объектами неконтролируемых рубок, наличие леса на землях сельхозназначения вынуждало собственников уничтожать его самым простым способом — выжиганием — что причиняло значительный ущерб окружающей среде и плодородию земель.
В 2020 году вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», которое разрешает использовать такие сельхозземли для культивирования леса частными собственниками. На основании этого документа правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
«Право» при наличии леса на 50 и более процентов площади земельного участка стимулируется освобождением от ответственности за неиспользование земельных участков по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. При принятии решения о прекращении использования леса, расположенного на землях сельхозназначения, допускается рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о местоположении границ такого земельного участка.
Кроме того, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим на земельных участках лесные насаждения, необходимо учитывать вид предпринимательской деятельности в соответствие с ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предусматривающий использование лесов в соответствие с классификатором видов экономической деятельности — раздел А класс 02 Лесоводство и заготовка (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.).
Несмотря на упрощение землепользования, Россельхознадзором в 2023 было выявлено 1707 земельных участков общей площадью 114,2 тысяч га, которые могут быть изъяты у собственников земельных участков в судебном порядке в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. При этом было направлено 790 предписаний об устранении выявленных нарушений, из которых всего 60 предписаний исполнено (114 земельных участков площадью 4,5 тысяч га). Неутешительная статистика, но это лучше, чем ничего.
Стоит отметить, что скандинавские страны уже 70 лет успешно действуют по такой схеме землепользования. К примеру, в Эстонии, по мнению экспертов, сложился идеальный баланс между сельхозземлями и лесами — там, где выгодно заниматься сельским хозяйством, земля используется по назначению, а там, где ничего, кроме деревьев, хорошо не растет, поднимаются леса.