Примерное время чтения: 5 мин.
Российская Федерация является преемницей противоречивого экологического наследства Советского Союза: с одной стороны, родом из СССР — сеть заповедников и национальных парков, Красная книга, первые кампании по сохранению редких видов животных и прообраз системы вторичной переработки материалов, с другой стороны — промышленные производства, гигантские свалки бытовых отходов и не до конца просчитанные инфраструктурные проекты, изменившие экосистемы и влияющие на здоровье людей. С тех пор остались большинство крупнейших предприятий энергетической, металлургической, нефтеперерабатывающей, химической, атомной и легкой промышленности вместе с накопителями различных химических отходов, хвостохранилищами горно-обогатительных комбинатов, полигонами твердых коммунальных отходов и многочисленными объектами накопленного вреда окружающей среде.
Инвентаризация территорий выявила 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, которые являются источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн человек, а также около 15 тысяч санкционированных объектов размещения отходов, которые занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров.
В настоящее время одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года является ликвидация накопленного вреда окружающей среде (НВОС). Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2023 года № 2239 утверждены правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде. Документом установлен порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, регулирующий сроки и методы осуществления данной процедуры. Выявление объектов применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям — органами государственной власти субъектов РФ. В случаях, установленных Правительством РФ, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.
К настоящему времени принят ряд подзаконных актов, в том числе определяющих порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде и категорирования объектов, накопленный вред на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке. В открытом доступе на сайте Минприроды РФ выложены сведения об объектах, включенных в реестр, — участках захоронения пестицидов, свалках твердых бытовых отходов, золоотвалах, зданиях и сооружениях и т.д. При этом ликвидация накопленного вреда не относится к какому-то виду юридической ответственности и применяется в отсутствие виновника причинения вреда, являясь разновидностью мероприятий по охране окружающей среды.
Помимо внесения объектов накопленного вреда окружающей среде в реестр проводится оценка ущерба, объёма отходов и масштаб загрязнения, причинённого окружающей среде. Правовые основы в области ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в части их выявления, оценки и учета, а также организации работ по ликвидации объектов, установлены статьями 80.1 и 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Так, в соответствии с Постановлением № 1834 Минприроды России в рамках Федерального проекта «Чистая страна» осуществляет работы по ликвидации полигона токсичных промышленных отходов «Красный бор» в Тосненском районе Ленинградской области, а также работы по устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа города Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции.
Также Минприроды России для предупреждения угрозы загрязнения озера Байкал отходами, образовавшимися в процессе деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (далее — ОАО «БЦБК»), в рамках Федерального проекта «Сохранение озера Байкал», входящего в состав национального проекта «Экология», осуществляет работы по выявлению и оценке ОНВОС на земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность ОАО «БЦБК», и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках (Постановление № 1834).
Кроме того, ликвидация объектов накопленного экологического вреда предусмотрена в рамках Федерального проекта «Оздоровление Волги» по направлению «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга».
Постепенно формируется и судебная практика, в основном, по делам о недобросовестном исполнении условий муниципальных контрактов на выполнение работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, отсутствии проектов работ по ликвидации объектов такого вреда и т.д.