Это первый текст, в котором вводится понятие будущих поколений и провозглашаются принципы сохранения, в соответствии с которыми следует руководствоваться и оценивать любое действие человека, влияющее на природу. Данный принцип направлен на защиту диких, а также домашних видов и закрепляет необходимость поддерживать, управлять и восстанавливать среду обитания и природные ресурсы, используемые людьми, «без ущерба для целостности других экосистем». Это первый в мире документ, определяющий уровень потребности в восстановлении деградированных человеком территорий.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Декларацией провозглашены основные принципы, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Декларация Рио — основополагающий политический документ Конференции, содержащий генеральные принципы и обязательства по взаимодействию государств в экологической и экономической областях, способствующий устойчивому развитию. Имеется 27 основных принципов, среди них: право на развитие; принцип «виновник загрязнения платит»; «предупредительный принцип»; разделяемой, но дифференцируемой ответственности и др.
В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них — налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
В Декларации подчеркивается ключевое значение устойчивого развития и определяются пути реализации его актуальных задач. Были взяты обязательства с определенными сроками и целевыми показателями. Отдельно рассматривались особые потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств, при этом более пристальное внимание было уделено проблемам, касающимся устойчивой структуры производства и потребления, энергетики и горнодобывающей отрасли.
Ратификации, утверждению или принятию не подлежит.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В этой связи Конституции Российской Федерации принадлежит исключительное место среди нормативных правовых актов, регулирующих природопользование и охрану окружающей среды. В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Водный кодекс Российской Федерации составляет важную часть водного законодательства, которое регулирует отношения по использованию и охране водных объектов.
Нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Главой 59 Гражданского кодекса РФ регулируются отношения, связанные с привлечением виновных лиц к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде.
Земельный кодекс Российской Федерации является нормативным правовым актом, который регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Нормы, регулирующие земельные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Лесной кодекс Российской Федерации является основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон:
— определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее — углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730.
Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утв. Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (не распространяется (п.5) на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ, и не применяется (п.7) при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия (16.02.2021).
Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
Методика исчисления размера, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (не применятся (п. 3) в случае загрязнения почв радиоактивными веществами, и в случае захламления почв радиоактивными отходами, биологическими отходами, медицинскими отходами, а также не распространяется на случаи самовольного снятия, уничтожения или порчи почв в лесах).
На период с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. установлены новые требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Они заменят правила 1996 г.
Требования применяются при осуществлении промышленных и водохозяйственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, в местах с открыто размещенным оборудованием, гидротехнических сооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и побочных продуктов производства, на путях автомобильного, водного и ж/д транспорта, аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, ЛЭП мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Минприроды обновило показатели наилучших доступных технологий производства текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции). Речь идет о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и о сбросах в водные объекты.
Утратит силу Приказ Минприроды России от 02.04.2019 N 211, регулирующий аналогичные правоотношения.
С 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводятся новые правила разработки технологических нормативов. Этим занимаются лица, ведущие или планирующие вести деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории, в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на его пересмотр. Нормативы составляются для планируемых к вводу в эксплуатацию и действующих объектов НВОС. Результатом являются расчеты нормативов, включаемые в заявку. Уточнено содержание расчета.
Минприроды утвердило показатели наилучших доступных технологий обработки поверхностей электрохимическими методами (НДТ). Приведены соответствующие НДТ показатели выбросов загрязняющих веществ в воздух и сбросов их в воду.
Минприроды определило новые показатели наилучших доступных технологий производства продуктов питания. Речь также и идет о напитках.
С 1 сентября 2025 г. будут действовать показатели наилучших доступных технологий обработки поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями.
В рамках «регуляторной гильотины» установлены новые требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также к техсредствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Правила устанавливают порядок создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Утратит силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 262.
Установлен перечень информации для отчета об использовании лесов по форме 1-ИЛ. Вместе с тем изменят сроки сдачи отчетности.
Теперь форму нужно будет направить в течение пяти рабочих дней после окончания отчетного периода – месяца.
Помимо этого, установлено требование подавать отчет 1-ИЛ только в электронном виде. Данные о заготовке леса будут направлять через систему ФГИС лесного комплекса. В марте и в декабре к отчету нужно приложить материалы фотофиксации работ на лесосеке.
Росприроднадзор обновил форму оценочного листа в сфере сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности
С его помощью оценивается соответствие соискателей и лицензиатов лицензионным требованиям.
Прежняя форма признана утратившей силу.
В связи с внесением изменений в законы об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды Правительство скорректировало:
— правила разработки, утверждения и изменения инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО, порядок контроля за их реализацией;
— правила определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО.
В частности, закреплена возможность утверждения инвестиционных программ для регулируемых и нерегулируемых организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов энергетической утилизации, утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов. Для региональных операторов по обращению с ТКО будут утверждаться инвестиционные программы в отношении строительства и реконструкции перегрузочных станций.
Кроме того, изменились показатели эффективности объектов. Установлена прямая связь плановых значений показателей объектов с территориальными схемами обращения с отходами производства и потребления. Для определения фактических значений показателей будут использовать федеральную информсистему учета ТКО. Уточнен порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем обращения с отходами.
В федеральную схему обращения с отходами I и II классов дополнительно включены:
— перечень муниципалитетов, где допускается накопление отдельных видов отходов на срок не более 24 месяцев и их хранение более 24 месяцев;
— перечень таких видов отходов.
Установлен порядок формирования и согласования перечней.
С 1 сентября 2025 г. изменятся правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления.
Часть поправок касается отражения в территориальной схеме перечня труднодоступных территорий, а также объектов, на которых ТКО утилизируются путем производства искусственных грунтов из органической части этих отходов.
Изменятся условия включения в территориальную схему перегрузочных станций.
При рассмотрении проекта территориальной схемы будет проверяться обоснованность включения перечня труднодоступных территорий.
Согласно закону юрлица и ИП, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договора пользования рыболовным участком, действующего по состоянию на 1 сентября 2025 года, имеют право до 1 июня 2026 года заключить новый договор, срок действия которого будет включать срок оставшейся части действия прежнего договора и двадцатилетний срок, предусмотренный для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.
В таком случае плата за заключение нового договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и организации любительского рыболовства взимается за двадцать лет.
Также уточнен механизм одностороннего расторжения договоров пользования рыболовным участком в случае невнесения платы за заключение договора. Законом введена обязанность органа государственной власти, заключившего договор, направить пользователю уведомление о необходимости внесения платы в десятидневный срок. В противном случае по истечении указанного срока договор будет расторгнут в одностороннем порядке, о чем пользователю будет направлено соответствующее уведомление.
Кроме того, законом предусмотрена новая глава «Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов», содержащая положения о создании единого цифрового реестра разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 марта 2026 года.
Устанавливаются требования к разработке месторождений (части месторождений) твердых полезных ископаемых, расположенных на территории РФ.
Правила предназначены для использования Роснедрами, его территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования, пользователями недр, иными органами и организациями.
Предусматривается, что технические проекты разработки месторождений твердых полезных ископаемых, согласованные и утвержденные пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» до дня вступления в силу настоящего приказа, действуют до окончания срока их действия и их приведение в соответствие с настоящим приказом не требуется.
С 1 сентября 2025 г. будут действовать новые показатели наилучших доступных технологий добычи драгоценных металлов.
Утратит силу аналогичный Приказ Минприроды России от 15.03.2019 № 163.
Утверждены пределы допустимых концентраций и условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ.
Речь идет о допустимых концентрациях и условиях сброса вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Устанавливается новый нормативный документ в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий размещения отходов производства и потребления».
Предусмотрены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям.
Утратит силу аналогичный Приказ Минприроды России от 22.08.2023 N 534.
Вводятся новые правила рекультивации и консервации земель. Они заменят правила 2018 г.
В частности, уточнено, что рекультивация земель включает в т. ч. создание агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений (ранее речь шла о защитных лесных насаждениях).
Начинают действовать новые правила добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Добыча возможна в исключительных случаях в целях сохранения водных биоресурсов, мониторинга состояния их популяций, осуществления их искусственного воспроизводства или акклиматизации, обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Для видов из Красной книги РФ требуется разрешение Росприроднадзора, для видов из региональной Красной книги — территориальных органов Росрыболовства.
Прежние правила утратят силу.
Начинают действовать новые типовые правила использования водохранилищ. Документ будет применяться:
— исполнительными органами регионов при реализации ими отдельных полномочий в области водных отношений;
— органами местного самоуправления при реализации ими полномочий в области градостроительной деятельности и территориального планирования;
— собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, или эксплуатирующими такие сооружения организациями;
— водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водных объектов (водохранилищ) в пользование.
Прежние типовые правила утратят силу.
Вводится новый перечень случаев, при которых допускается содержать и использовать животных, запрещенных к содержанию. Существенно они не изменятся. Например, допускается временное содержание животных при спасении больных, пострадавших, травмированных животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе, находящихся в беспомощном состоянии, до момента передачи в приюты, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных.
Как и сейчас, во всех таких случаях необходимо уведомлять о содержании животных территориальный орган Росприроднадзора.
В рамках «регуляторной гильотины» установлены новые правила распоряжения донным грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море, при создании искусственных островов, установок, сооружений и искусственных земельных участков.
Грунтом могут распоряжаться федеральный орган, ФГУП, федеральное госучреждение, концессионер, частный партнер, инвестор создания объектов инфраструктуры морского порта и инвестор (заказчик) создания искусственных островов, установок и сооружений, являющиеся заказчиками дноуглубительных работ.
Заказчик размещает информацию о сроках начала разработки документации на своем сайте не менее чем за 4 месяца до планируемого срока начала ее разработки. Это не требуется, если он планирует использовать грунт для собственных нужд.
Заявление о намерении заключить договор поставки нужно направить не позднее чем за 2 месяца до планируемого срока начала разработки документации. Его можно направить после разработки документации, но не позднее чем за 2 года до окончания дноуглубительных работ.
На основании результатов инженерных изысканий и данных об объемах и характеристиках грунта заказчик принимает решение о заключении предварительного договора поставки или о проведении закрытого аукциона.
Договор поставки заключается не позднее даты заключения договора о проведении дноуглубительных работ.
Начинают действовать новый перечень животных, запрещенных к содержанию. В целом он не меняется и включает ядовитых змей, крупных варанов, каймановых черепах с панцирем более 30 см, крокодилов, гиен, слонов, приматов, медведей, волков, тюленей, отдельных видов водных животных, птиц.
Запрет не распространяется, например, на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных.
Вступает в силу новый Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Установлены порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи указанных разрешений, формы бланков разрешения на добычу медведей, на добычу птиц, на добычу пушных животных.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 29 августа 2014 г. N 379 с внесенными в него изменениями.
Правила разработки месторождений (залежей или участков залежей) углеводородного сырья определяют требования к разработке месторождений, расположенных на территории РФ, во внутренних морских водах, на участках недр континентального шельфа РФ, в исключительной экономической зоне, на участках недр, расположенных в Черном море, в пределах которых РФ осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, на участках недр, расположенных в российском секторе дна Каспийского моря, и Мировом океане.
Предусматривается, что технические проекты разработки месторождений, согласованные и утвержденные пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» до дня вступления в силу настоящего приказа, действуют до окончания срока их действия и приведение их в соответствие с настоящим приказом не требуется.
Минприроды установило новый перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. В перечень включены 50 видов (пород) деревьев и 6 видов (пород) кустарников.
Ранее список формировался Рослесхозом.
Начинает применяться новая форма акта карантинного фитосанитарного обеззараживания.
Утратит силу Приказ Минсельхоза от 26 декабря 2016 года N 587 «Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания».
Способ маркирования и учета овец и коз решено заменить на индивидуальный, а срок их учета — на 1 декабря 2025 г.
Отменена необходимость индивидуального маркирования и учета племенных пушных зверей.
Уточнено, что рыбы и иные объекты аквакультуры животного происхождения подлежат индивидуальному маркированию и учету, если они относятся к осетровым видам рыб и являются племенными или включены в ремонтно-маточные стада, или в других случаях по желанию владельца.
Овцы и козы, подвергнутые групповому маркированию и учету до 1 сентября 2025 года, повторному маркированию и учету не подлежат.
Устанавливается новый порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
Утратит силу Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
С 1 сентября 2025 года запрещено производить и использовать отдельные виды ПЭТ-упаковки
В перечень запрещенных товаров вошли:
— ПЭТ-бутылки для пищевой промышленности кроме бесцветных, голубых, зеленых, коричневых и белых;
— ПЭТ-упаковка с этикеткой из ПВХ, кроме термоусадочной;
— многослойные ПЭТ-бутылки.
Требование не касается продукции, которую произведут до 1 сентября 2025 года.
Эксперты, привлекаемые к проведению государственной и общественной экологических экспертиз, должны быть аттестованы
Отменена старая форма расчета экологического сбора, в связи с тем, что формы расчета суммы экологического сбора по товарам, упаковке, произведенным на территории Российской Федерации или ввезенным из государств — членов Евразийского экономического союза, расчета суммы экологического сбора по товарам, упаковке, ввезенным из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2024 N 1990 «О порядке взимания экологического сбора».
Основные изменения касаются:
1. Требований к программе производственного экологического контроля (далее — ПЭК)
С 01.09.2025 программа ПЭК должна содержать сведения о произведённых из органической части твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО) искусственных грунтах.
2. Формы отчёта о ПЭК
Отчёт о ПЭК дополняется новым разделом, в котором необходимо будет отражать сведения о результатах осуществления ПЭК в области обращения с произведёнными из органической части ТКО искусственными грунтами.
Обновляются правила охраны подземных водных объектов.
Охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94.
Вносятся изменения в порядок параллельного отбора проб сточных вод.
В частности, уточняется порядок размещения и анализа части резервной пробы; определен порядок направления письменного сообщения о проведении анализа части резервной пробы абонентом или организацией, осуществляющей водоотведение; установлена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, после получения от абонента письменного сообщения о проведении анализа части резервной пробы с просьбой выдать часть резервной пробы выдать абоненту часть резервной пробы и прочее.
В рамках механизма «регуляторной гильотины» обновлены правила эксплуатации установок очистки газа.
Как и ранее, правила предусматривают ведение на объектах реестра установок очистки газа, а также разработку и утверждение для каждой установки:
— паспорта;
— программ проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установки и планово-предупредительного ремонта;
— руководства (инструкции) по эксплуатации.
С 1 сентября 2025 года вступают в силу новые Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Утратит силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422.
Действие нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в т. ч. нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, ограничено 1 сентября 2025 г.
Установлен норматив предельно допустимой концентрации твердого диспергента «ДИМЭКС».
Скорректированы законы об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды.
В частности, уточнено определение хранения и накопления отходов, введены понятия «труднодоступная территория» и «перегрузочная станция».
Установлены особенности обращения с ТКО на труднодоступных территориях, включая возможность хранения отходов более 12 месяцев. Определен порядок включения таких территорий в территориальные схемы обращения с отходами.
Закреплены требования к перегрузочным станциям, условия накопления на них ТКО, а также требования к утилизации отходов путем производства искусственных грунтов из их органической части.
Искусственный грунт, не использованный в течение 3 лет, признается отходом.
Уточнен порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в т. ч. искусственных грунтов, признанных отходами.
Изменены положения, касающиеся учета и обращения с вторичными ресурсами, полученными при обработке ТКО.
В рамках «регуляторной гильотины» установлен новый порядок согласования. Он вступит в силу с 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет и заменит правила 2013 г.
Так, возведение и реконструкция объектов капстроительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, должны быть согласованы с Росрыболовством.
С 1 сентября 2025 года подлежат применению новые Правила разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Рыбохозяйственные нормативы устанавливаются в соответствии с физическими, химическими и биологическими показателями для оценки состояния воды водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов на основании результатов проведения специализированных исследований.
Отменяются утвержденные Минсельхозом нормативы качества воды рыбохозяйственных объектов, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. Теперь их устанавливает Росрыболовство.
Для водных объектов рыбохозяйственного значения определены:
— нормативы качества воды, установленные для физических, химических, биологических показателей, не являющихся предельно допустимой концентрацией конкретных загрязняющих веществ;
— нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, при которых не оказывается негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, определяемые на основании лабораторных испытаний;
— нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые устанавливаются в случаях отклонения фактических концентраций от рыбохозяйственных нормативов под влиянием природных факторов, характерных для конкретного речного бассейна или водного объекта.
Утверждены правила, устанавливающие новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами:
— порядок накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
— порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
— основания, по которым юрлицо, с которым заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, может быть лишено статуса регионального оператора;
— особенности обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях;
— сроки накопления твердых коммунальных отходов на перегрузочных станциях.
Вносятся изменения в декларацию о плате за НВОС и правила ее представления.
В частности, появятся разделы для исчисления платы за хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления, а также за размещение побочных продуктов животноводства, признанных отходами. Определены особенности подачи декларации со сведениями, составляющими гостайну.
Вносятся изменения в порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их объектам, находящимся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Также установлено, что юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на таких объектах, обязаны подавать Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля непосредственно в ФСО РФ.
С 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводятся новые:
— правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
— форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В частности, предусматривается раздельное накопление ТКО. Оно станет обязательным, если регион примет такое решение.
Собственники мест (площадок) накопления ТКО обязаны размещать на них данные о себе, график вывоза отходов и правила их раздельного накопления.
Для оценки состояния мест (площадок) накопления ТКО, а также количества вывозимых отходов могут использоваться средства фото- и видеофиксации, программно-аппаратные средства.
На период с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. установлены новые правила подтверждения исключения НВОС объектов размещения отходов производства и потребления. Они заменят правила 2016 г.
Исключение НВОС подтверждается результатами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, который обязаны проводить собственники, владельцы и пользователи объектов. Для этого они должны проводить инструментальные измерения на территориях размещения объектов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Полученные данные включаются в отчет, который указанные лица ежегодно представляют в территориальный орган Росприроднадзора. На основании отчета принимается решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС.
В рамках «регуляторной гильотины» утверждены новые критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления, а также Росприроднадзора.
Критерии 2015 г. утрачивают силу.
С 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г. будет действовать новый порядок ведения государственного кадастра отходов. Он по-прежнему включает федеральный классификационный каталог отходов, госреестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания.
Новый порядок не будет распространяться в т. ч. на вопросы обращения с веществами, разрушающими озоновый слой, а также с медицинскими отходами до их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами.
Признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792, которым утвержден аналогичный порядок.
Вступают в силу новые правила инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления. Они заменят правила 2010 г.
Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.
Правила предназначены для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в собственности, владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора.
Устанавливаются требования к перегрузочных станциям ТКО.
Речь идет о перегрузке из мусоровозов в большегрузы (непосредственно или с организацией площадок накопления). На станциях запрещается накапливать ТКО на открытых площадках навалом, насыпью и в виде гряд, а также извлекать вторичные ресурсы из отходов.
Уточнение Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.
Ряд полномочий Правительства передан на уровень федеральных органов власти. В связи с этим Минприроды определило порядок регистрации искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе и во внутренних морских водах, в территориальном море, в пределах российского сектора Каспийского моря.
Приказ Минприроды об утверждении формы выписки из реестра искусственных островов, установок, сооружений и прав на них утрачивает силу.
Утверждены новые форма и правила заполнения декларации о воздействии на окружающую среду. Они заменят форму и правила 2018 г.
Декларации подают лица, ведущие деятельность на объектах II категории НВОС. Дополнительно нужно будет отражать сведения об образовании и размещении отходов производства и потребления за отчетный год и на следующие 7 лет соответственно.
Установлены новые правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды.
План составляется в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов организациями и ИП, ведущими деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов. Исключение — лица, ведущие деятельность на объектах II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение.
План содержит перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, список ответственных должностных лиц.
Срок реализации плана не может превышать 7 лет. Его нельзя продлить.
Обновлены форма и порядок представления отчета по наблюдениям за районом захоронения грунта во внутренних морских водах и в территориальном море России и за состоянием морской среды.
Отчетность представляется лицом, получившим разрешение на захоронение, в Росприроднадзор не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным годом.
Приказ 2014 г. по этим вопросам утрачивает силу.