Примерное время чтения: 8 мин.
По данным Министерства природных ресурсов России, на территории нашей страны насчитывается почти 11,9 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) общей площадью 244,3 млн га, покрывающих 14,3% площади государства.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Принципы обеспечения экологической безопасности и функционирования ООПТ базируются на основных положениях Конституции РФ, а правовое положение особо охраняемых природных территорий и объектов регулируется нормами и принципами экологического законодательства, специально разработанными правовыми элементами, такими как кадастр, экологический контроль, а также с помощью обязательных требований земельного законодательства. За нарушение законодательства об ООПТ предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Главными мерами защиты особо охраняемых природных территорий и объектов является запрещение или ограничение в их пределах хозяйственной деятельности. Кроме того, к таким мерам можно отнести:
В отношении ООПТ существует специализированный государственный кадастр, который содержит исчерпывающий перечень данных об указанных объектах. Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
О классификации ООПТ мы рассказывали ранее в материале «Какие есть природные территории в России».
Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или ООПТ регионального значения, при этом природные парки относятся к ООПТ регионального значения. Субъекты РФ наделены компетенцией по образованию и присвоению наименования ООПТ местного (регионального) значения. В 2022 году доля ООПТ регионального и местного значения составила 97,5% от всего количества ООПТ (11631 ед.) и 69,0% от их общей площади (197 млн га). Как правило, именно на региональном (местном) уровне происходит формирование перечня данных объектов, часть из которых впоследствии приобретают статус федеральных. Каждый комплекс, отнесенный к категории особо охраняемых, обладает особым правовым режимом, который определяется на законодательном уровне и в учредительных документах по конкретной ООПТ.
Органы местного самоуправления РФ наделены компетенцией по учреждению иных видов ООПТ. Юридический режим таких природных комплексов устанавливается нормативно-правовыми документами местных органов власти. Одновременно органы местного самоуправления осуществляют текущий контроль за деятельностью организаций, занимающихся любыми видами хозяйственной деятельности на территории местных ООПТ.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в сфере правового регулирования организации и функционирования особо охраняемых природных территорий имеет многоуровневую систему.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выделяются также объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы, места их обитания.
В ст. 66 Водного кодекса выделяется еще одна категория ООПТ — особо охраняемые водные объекты. К таковым относятся водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Также, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры, то есть отнесены к ООПТ.
Правовой режим охраны ООПТ регламентируется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Составляющими рассматриваемой системы законодательства следует также признать и иные акты федерального значения так или иначе затрагивающие вопросы охраны ООПТ, в частности, Лесной и Водный Кодексы, федеральные законы от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», от 2 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений»; от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ», соответствующие указы Президента и постановления Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 822 утверждены правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ.
Следует отметить, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). На региональном уровне система законодательства об ООПТ подразделяется на законы и подзаконные акты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.