Фото: Антон Тананыкин
Примерное время чтения: 21 мин.

Автор: Тананыкин Антон Александрович, студент МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет
Этот репортаж о работе ученых-исследователей природы в экспедиции Русского географического общества «Восточный бастион — Курильская гряда» на далёких необитаемых Курильских островах в 2023 году.
В рамках совместной экспедиции Русское географическое общество и Экспедиционный центр Минобороны России проводят комплексное исследование Курильских островов. Цель экспедиции — обновить и дополнить знания о географии, геологии, биологии, истории и экологии островов и прилегающих вод. До 2026 года планируется изучить динамику ландшафтов, оценить состояние редких и эндемичных видов флоры и фауны, исследовать культуру коренных жителей и уточнить исторические данные о российском освоении Курил. На протяжении трёх лет подряд я участвую в этой экспедиции в качестве эколога-почвоведа, в этом году будет мой четвёртый «Курильский» полевой сезон.
В 2023 году моим главным путешествием была совместная экспедиция Русского географического общества и Экспедиционного центра Министерства обороны «Восточный бастион — Курильская гряда 2023». В эту экспедицию я отправился в должности заместителя начальника. С научными целями, которые заключались в изучении растительного и почвенного покрова Курильских островов. Проходила она в июле — августе. Мне удалось поработать на острове Броутона, Симушире, Урупе. Экспедиция на Курилы началась для меня с большой подготовки, которая заключалась в проверке экспедиционного оборудования, продуктов, составления полётных списков.
Вылетели с аэродрома Чкаловский поздно вечером, перед этим полностью загрузив военно-транспортный самолёт Ил-76 вещами и оборудованием. Поместился и пикап, который мы взяли для мобильности на острове Симушир. Из особенностей полёта на таком самолёте — это отсутствие стюардесс, туалета и необходимости пристёгиваться. После взлёта я нашёл себе удобное местечко в хвостовой части, на аппарели расстелил коврик, залез в спальник и решил подремать. Проснулся от жуткого холода. Весь пол покрылся инеем, спящие соседи тряслись. Все сидушки в задней части самолёта промерзли, в то время как в передней вся команда изнывала от жары, так как работали обогреватели. Через пять часов полёта приземлились на дозаправку в Иркутске, которая затянулась.

Переночевали в казарме аэродрома и на следующий день через три с половиной часа были на Камчатке. Там нас уже ждали камазы. Мы в них перегрузили вещи и направились в Авачинскую бухту, где нас с открытой аппарелью встречал большой десантный корабль «Ослябя». Следующие два дня мы провели в Тихом океане, следуя вдоль Северной группы Курильских остров до первой остановки на Симушире. Погода за время перехода была хорошая. На острове Парамушир вулкан Эбеко извергал клубы пепла, пролетали чайки, вдали выпрыгивали неизведанные морские обитатели.
Во время перехода между островами мы жили на корабле «Ослябя» в десантном кубрике на 18 человек. Коечки в три ряда без иллюминаторов. Условия не гостиничные. Свободного времени практически не было. Разбирали снаряжение, откладывали продукты и готовились к высадке. Первой нашей остановкой был заброшенный военный городок Кратерный в бухте Броутона на острове Симушир. Раньше здесь была база подводных лодок, но 1994 году её забросили. Остались серые панельные трех- и четырехэтажки. Как раз одну из таких заселили наши учёные. В каждую квартиру заехали новые жильцы и на две недели оживили забытый посёлок.
Во время захода «Осляби» в бухту Броутона произошло торжественное событие. Впервые за тридцать лет большой десантный корабль посетил эти места. Изогнутая в виде буквы «С» бухта Броутона заполнена водой кальдера вулкана Уратман. Бухта крупная: 2,5 на 5,5 км, с глубинами до 250 м, а высота стенок кальдеры доходит до 700 м. До 1875 года на острове жили айны. В годы Второй мировой войны в бухте стоял японский военный гарнизон. После 1946 года на Симушире располагались три советские погранзаставы, а в 70-х годах ХХ века здесь было решено построить одну из крупнейших военно-морских баз Дальнего Востока.

Изначально глубина входа в бухту была всего шесть метров. Для движения крупнотоннажных судов вход требовалось углубить и расширить. В 1978 году на остров прибыли подрывники и стройбат. Объем работ был колоссальным — для взрыва скалы потребовалось около килотонны взрывчатки (в расчете на тротил). Боеприпасы везли со всего региона: от авиабомб до мин, оставшихся еще с Первой мировой войны. В июне 1980 года состоялся грандиозный подрыв. Говорят, что после него над Симуширом двое суток шел черный дождь. В военном городке, названном «Кратерный», появились жилые дома, детский сад, электростанция, котельная, магазин, мастерские, кинотеатр, гаражи, склады ГСМ и водозабор.
Высадив группу на о. Симушир, мы направились к Урупу — самому северному из южной группы островов Большой Курильской гряды. Шли день, утром нас встретил сильный туман, который помешал высадке. Огромные острые скалы, как клыки виднелись у берегов, то показываясь, то скрываясь в тумане. Ближе к обеду разъяснилось, виднелось солнышко и голубое небо. На корабле открылась задняя аппарель, мы перегрузили оборудование в лодку и дошли до берега, где нас уже ждала вахтовка с посёлка золотодобытчиков, в котором мы провели неделю, включая дни заброски и выгрузки. А третья группа тем временем направилась на о. Итуруп.

Высадка на остров Уруп, первые впечатления от пребывания
Остров Уруп — самый северный из группы Южных Курильских островов, четвёртый по величине в архипелаге. Представляет собой цепь вулканических хребтов, каждый из которых состоит из ряда слившихся подножиями вулканов, один из которых — вулкан Берга (980 м), является действующим. Мы высадились на полуострове Ван-дер-Линда в заливе Щукина с охотоморской стороны. Постоянного населения на острове, можно сказать, нет. Только посёлок золотодобытчиков, в котором осталось 20 рабочих и семья из двух человек, живущих и работающих на маяке с 90-х годов. Условия проживания в посёлке Курилгео были шикарные. Одно-двух местные номера с удобствами в комнате. Выбор меню, эклеры на завтрак и тортики на ужин. Мы были в шоке от таких условий в экспедиции! А также тренажёрный зал, библиотека, прачечная, сушильная комната (в общем, все блага цивилизации, кроме хорошей связи). Днём проводили научные исследования и любовались удивительными красотами дальневосточной пышно-зелёной природы и туманами. Вечером занимались камеральной работой, записывая полученные результаты.

Флора острова Уруп
Климат острова Уруп можно охарактеризовать как влажный и прохладный океанический. Здесь часты туманы, но грозы с молниями почти отсутствуют. Растительность Урупа гораздо богаче и разнообразней, чем на других островах Курильской гряды, расположенных севернее. Самые обычные виды — каменная берёза, ольха, бамбучник и кедровый стланик. При этом флора северной и южной оконечности острова существенно отличается. Так, на северном полуострове Кастрикум доминирует тундра, в которой растут шикша, морошка, голубика, жимолость, мхи и лишайники. Далее при движении на юг тундровая растительность активно вытесняется умеренной (кедровый стланик, ольха Максимовича, ива сахалинская, береза Эрмана и др.), здесь обычны ирисы, лилии, маргаритки, гвоздики, незабудки, герань и пр. Высокая крапива, зонтичные растения и бамбучник местами образуют труднопроходимые густые заросли. На Урупе появляются и виды, характерные для южноумеренной флоры — калина Райта, аралия сердцевидная, плагиотециум тупейший, тис остроконечный, клен желтый, гортензия черешковая, вишня курильская, падуб морщинистый и ряд других видов. Эндемики острова — остролодочник ито и соссюрея курильская. В отличие от Итурупа, расположенного южнее, ель и пихта на Урупе отсутствуют.


Научная работа на острове Уруп
Объектами моих исследований в экспедиции были ключевые участки на Урупе, Броутона и Симушире. Полевые исследования проводились маршрутным методом с GPS навигатором и включали геоботанические описания, заложение опорных разрезов, морфологические описания почв, измерение температуры, влажности, отбор почвенных образцов и монолитов. Из интересного — периодически нам встречались различные представители фауны. На острове обычны лисы всех разновидностей (рыжие и чернобурые), питающиеся мышками, рыбой и птицами. Учитывая малое количество людей на острове, многие лисы людей практически не боятся и близко подходят. В прибрежных водах встречаются каланы, нерпы, тюлени и сивучи.


Высадка в бухте Алеутка (о. Уруп)
С БДК «Ослябя» за нами подошла лодка, мы перебрались на корабль и отправились на поиски новых берегов. Тем временем на корабле уже была группа с Итурупа, их исследования были связаны с поиском и раскопками древних поселений айнов и русских. Особенностями их работы был тесный контакт с медведями. Следующий наш остановочный пункт — бухта Алеутка. Имеет стратегически важное значение как единственная бухта острова, пригодная для швартовки морских судов. Бухта расположена на юго-восточном (тихоокеанском) побережье острова. Ширина входа в бухту Алеутка составляет около 400 метров. Большая часть береговой линии Урупа отличается скалистостью и слабой изрезанностью, в силу чего создание поселений на берегах Урупа, равно как и приближение к нему на судах, долгое время были затруднены.
Примечательна тем, что именно с неё пошло освоение Курильских островов. В 1769 году в ней зимовал Иван Черный (русский казак и сотник Камчатки, русский исследователь Курил). В 1795 году Российско-Американская компания вдохнула новую жизнь в русско-алеутское поселение на о. Уруп, основав склады и дав ему название «Курилороссия». Первых колонистов насчитывалось порядка 40 человек (в том числе русские, алеуты и камчадалы). Поселение просуществовало недолго, до 1804 года. Командовал колонистами передовщик Звездочётов. Однако в мае 1806 года очередная группа японских посланцев русских на острове не обнаружила. Там остались только несколько айну. В ответ Резанов послал протест японскому правительству, указав, что на север от острова Хоккайдо все земли и воды принадлежат русскому императору.
Попадая на эту землю и зная прошлое этих мест, ощущаешь всю мощь истории, стоящей у нас за плечами. Видишь себя потомком тех первооткрывателей, что первыми ступили на эти берега. На пляже бухты много красивых кристаллов кварца и халцедона, полупрозрачных, точно стеклянные осколки.
Далее группой из восьми человек мы перешли с большого десантного корабля на гидрографическое судно «Николай Бошняк» для изучения острова Броутона, находящегося в средней группе Курильских островов. Дорога заняла всю ночь. Утром перед нами открылся фантастический пейзаж. В облаках виднелась надводная часть потухшего вулкана. Его пики скрывались глубоко в облаках, будто пронзая само небо. Берег казался совершенно неприступным и возвышался отвесной скалой среди бушующего океана. Наша лодка направилась к берегу. Мало кому удалось побывать здесь, остров практически не изучен. Я поставил себе цель стать первым, кто сделает почвенный разрез и подарит науке новые данные об этом зловещем острове.

При подходе к острову мы столкнулись с проблемой. Вдоль всего побережья острова на удалении 50-400 м от берега расположен неоднородный по густоте пояс бурых водорослей из ламинарии и алярии, которые затрудняют подход на лодке к берегу, мотор забивается «морской» капустой и перегревается. Морские волны вместе с несносным ветром отправляли нас обратно к кораблю. Оставалось пройти всего 300 метров, когда мотор окончательно заглох — дальше шли на веслах. Ветер сносил нас обратно, казалось, мы только удаляемся от острова. Не с первой попытки, но мы высадились на берег, у которого бушуют ветры и из воды выдаются скалы.

В первый день я изучал прибрежную зону, на второй отправился к вершине для поиска удобной площадки для почвенного разреза. Путь в гору давался с трудом, троп нет, сплошные скалы, а потом труднопроходимые «джунгли». Мысли о разрезе уже исчезали в тумане, цепляясь за камни, кусты, деревья, удалось подняться на 175 метров. Мы преодолели высокотравное сообщество и вышли к ольховому стланику с непролазными зарослями борщевика. Слишком большой уклон, трудно идти, дальше двигаться проблематично. Площадки для разреза нет. Принято решение спускаться. Очень скользко. 170 метров обратного вертикального пути вниз прошли в поиске «безопасной почвы». Страшно сорваться. Так страшно, что, обретя плоскую почву под ногами, наконец выдыхаешь — как человек, но не как ученый.
Обитатели острова Броутона
Остров назван в честь британского мореплавателя Уильяма Броутона, который в 1796-1798 гг. пользуясь слабостью японской власти, посетил многие Японские, а также Курильские острова. Остров окружён сильными течениями, поэтому его исконное айнское название — Маканрур — переводится как «остров, окружённый сильными течениями». Также русские мореплаватели называли его Сивучий — из-за обилия морского зверя на нём. Из-за своей изоляции, сурового климата, сложившегося под влиянием холодной охотоморской акватории, флора острова обеднена. Из фауны здесь можно встретить сивуча, нерпу, каланов. На утёсах гнездятся кайры, топорки, глупыши, чайки и другие птицы. Попадая на этот остров, ты как будто оказываешься в далёком, далёком юрском периоде, на родине птеродактилей. Громадные зелёные скалы уходят далеко в облака, а между ними парят тысячи птиц…


После изучения острова Броутона мы перешли на большой десантный корабль и вновь воссоединились с группой для высадки на перешейке Косточко. Это самое узкое место между Тихим океаном и Охотским морем на острове. Два с половиной дня мы ждали погоды. Наконец, волны стихли, и вновь открылась задняя аппарель. Мы перегрузили вещи на плашкоут и отправились к берегу. Примерно за 50 метров до берега натянули верёвку до суши и, держась за неё, на лодке стали перевозить оборудование. На острове расположились в палатках, готовили пищу на газу.
Первый день, легли спать. В 23:20 я уже засыпал в теплом спальнике как почувствовал странные толчки из земли, будто подо мной проснулось какое-то норное животное. Очень удивился. Что-то не то. Минут через пять земля затряслась из стороны в сторону, длительностью секунды три. Будто сосед изо всех сил начал трясти мою кровать. Все ученые высунулись из своих палаток и говорят: «Ты тоже это чувствуешь?». «Даа…».
Литосферные плиты, беспокойно бродящие в ночи, заняли свои места. Почва вновь уснула вместе с нами. Произошло землетрясение. В новостях Сахалина сейсмологи передали, что магнитуда составила 4,9 балла по шкале Рихтера.

Каждый день мы проводили научные исследования, изучая остров. За пять дней на Симушире мы сделали четыре почвенных разреза. Два дня из пяти шел сильный ливень, из-за которого ближайший ручей вышел из берегов и затопил половину палаток. Почва Курильских островов уникальна. Она богата органическим веществом благодаря тёплому климату, обильным осадкам, пышной растительности и минеральным соединениям вулканического происхождения. Так что в обратный путь к Большой земле я сильно «набрал в весе», взяв с собой 50 кг почвенных проб для дальнейшего изучения в лаборатории, и впоследствии написал свой бакалаврский диплом. Потом мы свернули лагерь, упаковали вещи, погрузились на корабль и направились к Камчатке. Я взобрался на борт в ожидании дома, хотя остановки с таким названием не было на карте. Океан был застлан туманом, так что я по обыкновению подсчитывал результаты тяжелых трудов и разбирал оборудование в трюме.
На обратном пути, следуя вдоль Курильской гряды, была хорошая погода. У острова Парамушир мы стояли на палубе и наслаждались видами. В течение экспедиции я очень хотел увидеть кита, но он всё никак не попадался. В один момент товарищ окликнул меня: «Кит!». Посмотрев на океан, я ничего не увидел. Беспокойно всматривался в горизонт: 5 минут, 15 минут, 30 минут… И вдруг среди океана появился фонтан — живой восторг в миг взбудоражил научный разум! Я замер, покрывшись капелью мурашек, словно оттепелью детской мечты. Горбатый кит выпрыгнул из воды, показал голову, плавники, пропал и снова появился на поверхности. Мы шли вровень: корабль и кит, как чудо человеческого разума и могущества природы. Спустя 5 минут, попрощавшись, мы поплыли в разные стороны. Кит отправился обратно в океаническую пустошь, а мы к Камчатке.

Петропавловск-Камчатский… Слово, звучащее как обещание приключений, как шепот ветра, несущего запах моря и вулканического пепла. Город, где встречаются небо и земля, где мощные вулканы, словно великаны, заглядывают в бездонную синь Тихого океана. Петропавловск встретил нас хорошей погодой, мы разместились в казарме.

Восхождение на Авачинский вулкан
Пару дней отдохнув в городе и погревшись в термальных источниках, мы решили подняться на Авачинский вулкан. Авачинский вулкан — это не просто гора, это символ Камчатки, ее мощь, красота и величие. Он, словно гигантский страж, возвышается над Петропавловском-Камчатским, чьи плечи упираются в небо. Своим внушительным силуэтом он завораживает и внушает одновременно трепет и восхищение. Высота вулкана — 2741 м. Подъём технически несложный. И это не просто восхождение, это путешествие в сердце Камчатки, к ее огненной душе. Это испытание сил, выносливости и духа, вознаграждаемое невероятными видами и ощущением единения с могучей природой. Взойти на вершину — значит оказаться на границе двух миров: земли и неба. Отсюда открывается панорамный вид на бескрайний океан, на город Петропавловск-Камчатский, словно раскинувшийся у подножия великана, на другие вулканы, спящие или просыпающиеся от огненных извержений. На вершине Авачинского вулкана чувствуешь себя не просто путешественником, а покорителем — человеком, который смог осилить трудный путь, достичь вершины. Это ощущение остается в сердце навсегда, напоминая о силе духа и красоте Камчатки, о том, что человек способен преодолеть любые препятствия и достичь немыслимых высот.

После недельного отдыха на Камчатке за нами прилетел советский самолёт Ил-62. В аэропорту «Елизово» мы погрузили в него все свои вещи и полетели в Москву. Конец путешествия.

Автор фото: Антон Тананыкин