Примерное время чтения: 6 мин.
Мы привыкли, что энергия мирного атома используется для обеспечения электроэнергией производственных объектов и жилых домов. Однако ядерные реакторы могут использоваться не только на Земле, но и генерировать энергию для поддержания полета спутниковых аппаратов на орбите.
Атомная установка используется для тех летательных аппаратов, которым требуется больше энергии, чем может дать оснащение спутника солнечными панелями или радиоизотопным источником энергии. В отличие от радиоизотопного источника энергии, генерирующего питание при естественном распаде радиоактивных изотопов, в ядерном реакторе используется управляемая атомная цепная реакция. Как правило, ядерный реактор имеют геолокационные и разведывательные спутники, которые должны осуществлять обмен сигналами с Землей в круглосуточном режиме.
Вопросы использования мирной атомной энергии всегда были объектом внимания со стороны природоохранного сообщества: серьезные опасения вызывает риск радионуклидного загрязнения окружающей среды, т.е. попадания в атмосферу, водные объекты и на поверхность земли частиц ядерного топлива.
В 1977 году в СССР был запущен спутник «Космос-954», предназначенный для передачи радиолокационных данных Военно-морского флота. О запуске спутника с ядерной энергетической установкой на борту (30 кг обогащенного урана-235) был официально уведомлен Генеральный секретарь ООН.
Вскоре после запуска комического летательного аппарата связь с ним была потеряна: спутник находился на орбите без управления и постепенно начинал снижаться. Аварийные системы, которые должны были отделить ядерный реактор и вывести его на более высокую орбиту — орбиту захоронения, не сработали, и 24 января 1978 года «Космос-954» начал падать, вошел в атмосферу и начал сгорать в ней.
© Wikimedia Commons. Первый фрагмент спутника «Космос-954», обнаруженный 26 января 1978 года и названный «Оленьими рогами» (Antlers).
Падение спутника происходило над территорией Канады, он ударился о земную поверхность на северо-западе страны, в районе Большого Невольничьего острова, однако след, оставленный радиоактивными обломками сгоревшего спутника, простирался на 800 километров. Ядерное топливо развеялось в атмосфере, над земной поверхностью, фрагмент аппарата с частью реактора упал около Ураниум-Сити.
По факту происшествия Советский Союз предложил оказать оперативную помощь в поиске упавших обломков и зачистке территории, однако премьер-министр Канады Пьер Трюдо помощь не принял, обратившись за экспертизой к США. Страны провели операцию по поиску и обезвреживанию радиоактивных обломков под названием «Утренний свет».
Архивное фото из книги «Operation Morning Light: An Operational History» (2018). Члены поисковой группы операции «Утренний свет» и Военно-транспортный самолёт СС-130 (Hercules) Королевских Военно-воздушных сил Канады.
Несмотря на отказ от помощи СССР, Канада подала международный иск к Советскому Союзу за радионуклидное загрязнение своей территории, требуя возмещения затрат по дезактивации местности в размере 6 миллионов канадских долларов. Пьер Трюдо подал иск, опираясь на Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию комического пространства, включая Луну, от 1967 года, Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 года, а также общие принципы международного права, согласно которым нарушение государственного суверенитета порождает обязательство по выплате компенсации.
Особенностью искового процесса стал тот факт, что ни в одном из международных документов на тот момент не было представлено положений, которые касались бы охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения вследствие разрушения: статья IX Договора 1967 года обязывает государства-участников Договора избегать вредного загрязнения космического пространства, Луны и других небесных тел, но не говорит об экологическом ущербе вследствие использования летательных аппаратов. Также и в Конвенции 1972 года не содержится ничего об уроне окружающей среде, нанесенном космическим объектом.
Стрелка указывает на микроскопическую частицу из активной зоны реактора спутника «Космос-954», найденную на месте его падения. Архивное фото из книги «Operation Morning Light: An Operational History» (2018) / warspot.ru
СССР признал факт падения спутника, но от выплаты отказался, поскольку оперативно предложил помощь с зачисткой территории. Переговоры по урегулированию претензии продлились три года, в результате Советский Союз выплатил в пользу Канады 3 млн канадских долларов. Данная выплата стала полным и окончательным урегулированием вопроса с падением спутника.
Случай с «Космосом-954» стал прецедентом, который дал старт формированию новых международных правил и норм в области охраны окружающей среды при использовании ядерных источников энергии в космосе.
В 1978 году этот вопрос был внесен в повестку дня Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, а в 1992 году Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 47/68 одобрила «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». Согласно документу, при радиоактивном заражении территории от ядерного источника на борту космического объекта страна, которая эксплуатирует такой объект, должна выплатить компенсацию экологического ущерба, сумма которой исчисляется исходя из расходов по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения с учетом полученной помощи от третьих сторон.
Несмотря на окончательное урегулирование в международном экологическом праве (в 2009 году в дополнение вышел документ «Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве»), практика использования энергии атома постепенно уходит в прошлое: страны отказываются от радиоактивных источников энергии на борту космических аппаратов, выбирая современные эффективные солнечные панели, которые в случае возникновения аварийной ситуации не несут риска загрязнения окружающей среды продуктами атомного распада.