Примерное время чтения: 7 мин.
Сущность экономического регулирования, обеспечивающего сохранение окружающей среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природной среды, с тем, чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей среды.
В условиях рыночной экономики административно-командные методы регулирования общественных отношений далеко не всегда дают необходимый результат, поэтому внедрение более гибких, отвечающих современным условиям экономических механизмов является насущной необходимостью.
Подобный механизм и предусматривает принцип «загрязнитель платит», являясь при этом своеобразным компромиссом между экологией и экономикой.
Принцип «загрязнитель платит» является одним из основополагающих экологических принципов, закрепленных в Декларации Рио-Де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года. Он является органичным воплощением концепции устойчивого развития.
Для достижения целей внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности должны соблюдаться такие принципы, как:
В практике Конституционного Суда РФ (КС РФ) принцип «загрязнитель платит» используется для обоснования применения законодателем следующих мер:
При этом следует отметить, что все вышеуказанные мероприятия не являются разновидностями ответственности в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2 Постановления пленума ВС РФ № 49 непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица (причинителя вреда) от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Поскольку дисциплинарная, административная или уголовная ответственность не освобождают от имущественной ответственности за вред окружающей среде, а возмещение вреда окружающей среде — от ответственности за причинение вреда гражданам или имуществу физических и юридических лиц, то за одно и то же нарушение в области охраны окружающей среды лицо может быть привлечено к различным видам ответственности.
Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды плата взимается за следующие виды НВОС:
На основании анализа законодательства РФ и судебной практики установлено, что плата за НВОС не может быть признана формой имущественной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды.
В практике КС РФ плата за НВОС (т.н. экологический платеж) и возмещение вреда окружающей среде (имущественная ответственность за нарушения в сфере охраны окружающей среды) фактически являются способами реализации одного и того же принципа «загрязнитель платит». В этой связи, в практике КС РФ плата за НВОС признается обязательным публично-правовым платежом, а именно фискальным сбором.
Плата за НВОС преследует общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности», а ее внесение должно рассматриваться «как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду»; соответствующие платежи носят «индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе фискальным сбором.
Согласно ст. 78 Закона об охране окружающей среды, внесение платы за НВОС связано с осуществлением негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимого воздействия.
При превышении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при расчете платы за НВОС применяются повышающие коэффициенты.
В соответствии с Правилами № 255 исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255) в составе платы за НВОС выделяются две составляющих:
«Аварийная» плата за НВОС в составе «повышенной» платы за НВОС специальным образом не выделяется (формулы и порядок расчета специально для «аварийной» платы отсутствуют).
Ставки платы за НВОС приводятся в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». В документе даются ставки на 2016-2018 годы, а далее к ценам на 2018 год прибавляются коэффициенты индексации, которые принимаются почти ежегодно. В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 такой коэффициент был установлен в размере 1,26. Кроме того, при расчете платы используется ряд других коэффициентов от 0 (применяется при внедрении наилучших доступных технологий и утилизации отходов) до 100 (если нарушены установленные технологические нормативы). В 2022 году законодательно урегулирован вопрос признания побочных продуктов отходами, и в случае, если на предприятии «побочка» признана отходом и отправлена на объект захоронения отходов, то к ставке платы будет добавлен коэффициент 52.
С 1 сентября 2023 года вступит в силу новый документ, регламентирующий Правила исчисления и взимания платы за НВОС — Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.