Примерное время чтения: 10 мин.
Всем известно, что одно из ключевых правил более экологичного образа жизни – минимизация использования личного автомобиля и переход на общественный транспорт.
По российским исследованиям, на территории нашей страны автотранспортом ежегодно выбрасывается около 27 т бензола, 17,5 тыс т формальдегида, 1,5 тыс т бенз(а)пирена и 5 тыс т свинца. Общее количество выбрасываемых вредных веществ превышает 20 млн т. При эксплуатации машины в воздух выбрасываются диоксид углерода (СО2), диоксид азота, диоксид серы и тяжелые металлы, вроде свинца и ртути. Все это очень негативно влияет не только на окружающую среду, но и на самого человека, обостряя и вызывая легочные и сердечно-сосудистые заболевания, что приводит к осложнениям и преждевременной смерти. Выхлопы от автомобилей на фоне общей загрязненности региона могут вызвать хронические заболевания у новорожденных. Личный транспорт также ответственен за шумовое и световое загрязнение городов, что влияет на птиц и других животных.
Однако во многих случаях отказ от личного транспорта невозможен в силу разных причин: слабо развитой или неудобной системы общественного транспорта, необходимости перевозки большого объема вещей, поездок в труднодоступные места и т.д. При этом покупка электромобиля в России сейчас доступна далеко не каждому. Так как же быть?
Многие современные машины оснащены функцией экорежима, создан для сокращения автомобилем топлива, а значит, должен снижать выбросы опасных веществ и уменьшать нагрузку на двигатель, однако многие автомобилисты считают, что экорежим, из-за принципа действия, портит двигатель и коробку передач, что, соответственно, сильно уменьшает срок эксплуатации машины. Возникает вопрос: стоит ли использовать экорежим? Покупка новой машины обойдется водителю и природе намного дороже, чем потребление большего объема топлива.
Начнем с того, что экорежим – сокращение от слова «экономный», а не «экологический». Такой режим езды еще называют «экон» режим. Он действует за счет изменения ряда функций автомобиля: в основном – работы двигателя и коробки передач, а также системы кондиционирования, рулевого управления, тормозной системы.
Насколько вообще экологичен экорежим и не является ли это еще одним гринвошингом со стороны автопроизводителей? Основная цель экорежима – экономия топлива. Экономия топлива также влечет за собой сокращение выбросов и меньшее потребление топлива. Каждая автомобильная марка оставляет за собой право, что включать в экорежим, из-за чего реальные экологические и экономические преимущества могут сильно отличаться. Самым надежным способом будет отследить примерное потребление топлива автомобиля при езде в экорежиме и в обычном режиме. Также можно посмотреть на сайте бренда, что конкретно они включают в понятие «экорежим».
Исследование американской НКО «Consumer Reports», составляющей независимую оценку разным потребительским товарам, протестировало экорежим в городе и на трассе. Удивительно, что экорежим не вызвал никаких эффектов в изменении потребления топлива. При этом тестировали и седаны, и внедорожники нестарых моделей при одинаковых условиях.
Возможно, ваш конкретный автомобиль действительно начинает экономить бензин при езде в экорежиме – это очень зависит от бренда, вида и года выпуска автомобиля. В таком случае, чтобы не изнашивать свой автомобиль при езде в экорежиме, стоит придерживаться следующих правил: ездить плавно, не меняя скорость, без резких торможений и стартов. Экорежим можно спокойно включать при выезде из города – при поездке в другой город или на дачу. На трассах нет светофоров и меньше пробок, от чего водитель нечасто резко тормозит или газует и ездит с примерно одинаковой скоростью.
Если вы только собираетесь покупать личный автомобиль, но вас беспокоит вопрос вашего вклада в здоровье окружающей среды, можно обратить внимание на экологический класс машины. На данный момент существует 7 экологических классов автомобиля:
Экологический класс присваивается автомобилю в зависимости от качества выхлопной системы, т.е. объема и состава выхлопных газов, на него также влияет тип двигателя (бензиновый или дизельный). Чем меньше объем вредных химических соединений в выхлопных газах, тем более высокий экологический класс присваивают машине. В России с 2002 года нельзя было ввозить машины ниже класса Евро-2, однако сейчас разрешено ввозить и производить даже Евро-0.
Большим отличием Евро-2 от Евро-0 является наличие каталитического нейтрализатора (конвертера). Это элемент выхлопной системы, который фильтрует газ, попадающий в атмосферу, от диоксида серы и диоксида азота. Это газы, напрямую влияющие на частоту кислотных дождей. Также каталитический нейтрализатор не дает твердым частицам проникать в воздух.
Несмотря на то, что сейчас в России разрешено покупать и эксплуатировать машины с экологическим классом Евро-0, в послаблении четко обозначено, что если конструкция автомобиля предполагает наличие каталитического нейтрализатора, то он должен присутствовать в автомобиле. Каталитический нейтрализатор должен работать в течение всего времени эксплуатации автомобиля, но иногда может происходить его поломка. В таком случае единственным правильным решением будет замена каталитического нейтрализатора.
Экологические классы машин действительно имеют значение при расчете нанесения урона окружающей среде. Автомобиль, имеющий наивысший доступный сейчас экологический класс Евро-6, выпускает не более 130 г углеродного газа (СО2) на 1 км пути. Это первое ограничение по выбросам, связанное с углеродным газом. У бензиновых и дизельных машин при этом разные ограничение на выбросы разных химических соединений. Выбросы оксид углерода (СО) были снижены с 2,72 г/км до 0.5 г/км для дизельных и 1 г/км для бензиновых двигателей. В интернете можно найти полную таблицу со всеми показателями всех экологических классов, например такую.
В ЕС, например, с 2015 года нельзя приобретать машины ниже Евро-6. Еврокомиссией было рассчитано, что несмотря на то, что углеродный след личных автомобилей составляет около 12% всех выбросов СО2 в Европе, объем СО2 от личных машин постоянно уменьшается. Предполагается, что новый экологический класс Евро-7 должен был выпущен к 2025 году.
Чем современнее машина, тем наиболее вероятно, что ее экологический класс выше. Проверить класс несложно – он должен быть указан в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации ТС (СТС).
Существует мнение, что дизельные машины – менее экологичные в сравнении с бензиновыми. Дизельная машина достаточно существенно отличается от бензиновой по ряду показателей, однако здесь мы поговорим об их отличиях во вреде окружающей среде.
Дизельные и бензиновые машины с любыми выбросами СО2 будут запрещены к продаже на территории Евросоюза в 2035 году, в США действует Закон о сокращении эмиссии дизельного топлива. Изначально считалось, что за счет низкого расхода дизеля у дизельных машин, в сравнении с расходом бензина бензиновыми машинами, дизельные двигатели априори экологичнее бензиновых. То есть одна и та же производительность машин требовала расхода в 200 СО2/км для бензина и 120 СО2/км для дизеля. При этом всем было известно, что дизель производит другие, опасные для живых существ токсичные вещества, вроде приземного озона, диоксида серы, диоксида азота и твердых частиц, вызывающие острые и хронические проблемы легочной системы человека и влияющие на развитие рака.
Сейчас, если дизельный автомобиль соответствует всем современным требованиям и имеет уровень экологического класса Евро-6, он будет не менее экологичным, чем бензиновый двигатель. Однако это увеличивает общую стоимость такой машины, если рассматривать и траты на регулярные необходимые техосмотры и замену запчастей, вроде сажевого фильтра и особенностей заправки при температурах ниже 0.
Дизельная машина может быть оправданным решением, если вы редко ездите внутри города и часто преодолеваете длительные расстояния. Например, вы живете не в мегаполисе и вам приходится долго ездить на работу и обратно каждый день. В таком случае выбросы опасных химических веществ не будут накапливаться в городах, отчего общий суммарный вред снижается. Дизельная машина, в таком случае, будет более экологичным решением.
Если вы только покупаете дизельную машину, обратите внимание на ее экологический класс. Современные дизельные машины (от Евро-6) несильно отличаются по экологическому воздействию от бензиновых и, возможно, будут приносить даже меньший урон экологии. Однако дизельные машины старшего возраста ничем не лучше, и даже могут быть хуже своих бензиновых «ровесников».
Интересный факт. Репутация дизельных машин сильно упала после скандала, связанного с продажей дизельных машин компании Volkswagen в США. Из-за перечисленных особенностей дизельных машин и их влияния на окружающую среду, компания Volkswagen продала более 11 млн дизельных машин с программным обеспечением, которое при проверке на выбросы СО2 меняло концентрацию СО2 в выхлопных газах. Было выяснено, что реальные выхлопы СО2 были в десятки раз больше, а выбросы оксид азота – в 40 раз выше. Это позволило ряду моделей бренда получить более высокий экологический класс.