Примерное время чтения: 8 мин.
Ежегодно первого января в России Федеральная служба по надзору в сфере природопользования начинает прием отчетов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме 2-ТП (отходы). Что это за вид отчетности и кому он нужен?
Отчет 2-ТП (отходы) — это форма статистической отчетности об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов, которую предприятия обязаны предоставлять до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Если предприятие не предоставило отчет в установленный срок, это является нарушением законодательства и может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа. В соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ размер штрафа может составлять от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Кроме того, если предприятие не предоставляет отчет 2-ТП (отходы) в течение нескольких лет, это может привести к более серьезным последствиям, включая приостановление деятельности предприятия.
Правила подачи отчета осуществляются согласно Приказу Росстата от 9 октября 2020 № 627 (с изменениями от 13 ноября 2020 № 598). В соответствии с документом не подавать отчетность могут только те организации, которые одновременно соблюдают следующие условия:
В случае, если организация не отвечает хотя бы одному из этих пунктов, то отчет 2-ТП (отходы) является для нее обязательным. Данные критерии относятся не только к производствам, но и к офисным организациям.
Офисы, как правило, не являются крупным источниками образования отходов, но они также обязаны сдавать отчетность, так как в ходе своей деятельности образуют отходы, такие как бумага, пластик, картон, батарейки и даже офисная техника. Другой вопрос, что далеко не все офисные организации знают об этой обязанности.
Эксперты команды «Гриниум» провели опрос среди представителей 70 офисных организаций и из 28 субъектов страны о сдаче экологической отчетности 2-ТП (отходы).
Респонденты отвечали на следующие вопросы:
Результаты опроса показали, что 53% организаций сдали отчет 2-ТП отходы, из них 20% воспользовались при этом услугами специализированных экологических организаций.
Почти половина опрошенных, а именно 47%, не сдали отчет 2-ТП (отходы) по различным причинам, в том числе из-за незнания требований законодательства.
Так, 14 из 70 офисных компаний не были осведомлены об обязательствах по сдаче экологической отчетности. Дело в том, что представители офисных организаций полагают, что не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, что отчетность им не нужна. Но Приказ обязывает все организации сдавать отчетность. Также, в ходе опроса выяснилось, что ни в одной организации нет своего штатного специалиста в области экологии.
Во-вторых, при аренде помещения арендатор мысленно «перекладывает» обязанность за сдачу экологической отчетности на арендодателя. Так считали 11 организаций из опрошенных. Однако, если арендатор осуществляет деятельность, связанную с образованием отходов, то именно он должен предоставлять отчетность по форме 2-ТП (отходы). Если же арендатор не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, то ответственность за предоставление отчетности лежит на арендодателе.
Важно учитывать, что в договоре аренды могут быть прописаны иные условия, которые могут изменить эту ситуацию. Поэтому, для точного определения, кто должен предоставлять отчетность, необходимо обратиться к условиям договора аренды.
90% опрошенных представителей офисов отметили, что являются арендаторами помещений, но у половины из них в договорах аренды не прописано четких разграничений, на ком лежит обязанность по сдаче экологической отчетности. В большинстве случаев указано лишь то, что арендодатель «оказывает услугу по организации удаления (передачи) отходов», — такая формулировка в договоре не снимает обязанность арендаторов к сдаче 2-ТП (отходы).
Чтобы за отходы отвечал арендодатель, в договоре аренды могут быть включены такие формулировки как: «Отходы, образующиеся в офисе (помещении) арендатора, считаются образованными от деятельности арендодателя по сдаче помещения в аренду и удаляются из офиса (помещения) арендодателем» или «С момента размещения отходов в специализированно оборудованном месте накопления собственность на данные отходы переходит к арендодателю».
Если по условиям договора организация-арендатор офисного помещения лишь образуют отходы и отходы помещает в контейнер арендодателя, то в таком случае накопление отходов и соответственно сдача отчетности остается за арендодателем. Такое решение было принято Московским городским судом № 7-1572/2018 от 30 января 2018 года. При этом обязанность по ведению журнала движения отходов согласно Приказу Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 остается на арендаторе, как на юридическом лице или ИП, образующем данные отходы. Таким образом, обязанность по выполнению обязательных экологических требований лежит как на арендодателе, так и на арендаторе.
В 2024 году 12 респондентов впервые решили подавать отчет 2-ТП (отходы), но не смогли сдать своевременно по техническим причинам.
Для того, чтобы в будущем успешно сдать отчет 2-ТП (отходы), нужно:
Стремление компаний быть экологичными является положительным трендом и может привести к изменениям в отношении общества к окружающей среде. Однако, чтобы достичь устойчивого развития, необходимо не только говорить о проблемах, но и принимать конкретные меры для их решения и в первую очередь следовать законодательству. Но, результаты исследования показали, что уровень экологической грамотности среди организаций остается на низком уровне.
Одним из вариантов решений этой проблемы могло бы стать проведение образовательных программ и тренингов для руководителей и сотрудников организаций. Это поможет организациям соблюдать требование законодательства в области охраны окружающей среды и минимизировать риски получения штрафов и иных санкций со стороны надзорных органов, а также станет первым шагом на их пути к достижению устойчивого развития.